Методическая служба рекомендует при разработке и корректировании программ использование СанПиН 2.4.4.1251-03.
Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
от 11.12.2006 №06-1844
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
-
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
-
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
-
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальномуобщему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ(научно-технической, спортивно-технической, художественной,физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
- современным образовательным технологиям, отраженным впринципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,результативности); формах и методах обучения (активных методахдистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля иуправления образовательным процессом (анализе результатовдеятельности детей); средствах обучения (перечне необходимогооборудования, инструментов и материалов в расчете на каждогообучающегося в объединении).
быть направлено на:
-
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного ипрофессионального самоопределения, творческой самореализацииличности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественнойкультур;
- целостность процесса психического и физического, умственного идуховного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательнойпрограммы.
- Список литературы.
Оформление и содержание структурныхэлементовпрограммы дополнительного образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
-
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательнаяпрограмма;
- название дополнительной образовательной программы;
- возрастдетей, на которых рассчитанадополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора; (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуетсядополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительногообразования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительнойобразовательной программы от уже существующих образовательныхпрограмм;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительнойобразовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательнойпрограммы может содержать:
-
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические ипрактические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детейвозможно отразить через; краткое описание тем(теоретических ипрактических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительногообразования детей:
-
- обеспечение программы методическими видами продукции(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ,по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический лекционный материалы, методики поисследовательской работе, тематика опытнической или исследовательскойработы и т.д.
6. Список использованной литературы.