ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол №1 от 25.08.2011г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ЦДЮТ "Бибирево" _____________ Филиппова Е.А. 25.08.2011г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе контроля и оценивании знаний, умений и навыков обучающихся.
Общие положения.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом гимназии.
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации программы дополнительного образования;
Система контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся введена в целях более точной и четкой оценки их успеваемости, повышения требовательности к качеству ключевых компетенций учащихся и выполняет следующие функции:
-
- обучающую;
- воспитательную;
- ориентирующую;
- стимулирующую;
- диагностическую;
- проверку эффективности обучающей деятельности самого педагога дополнительного образования;
- формирования у обучающихся адекватной самооценки;
- мотивации учебной деятельности обучающихся;
- изменения межличностных отношений в детском коллективе, содействия в повышении статуса обучающихся.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В Центре используются различные системы оценки знаний, умений и навыков: пятибалльная система оценки (минимальный балл – 1; максимальный балл - 5), альтернативными формами оценивания являются: безотметочная, десятибалльная, зачетная, рейтинговая (Приложение № 1-4).
Альтернативную систему оценивания педагог имеет право заявить к использованию в учебном году при утверждении программ дополнительного образования, в начале учебного года, с обязательным обсуждением на педагогическом совете и утверждением приказом директора Центра.
Система контроля текущей аттестации.
Вводный контроль (август - сентябрь) с целью выявления знаний обучающихся, пришедших в Центр.
«Текущий контроль».
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогами на протяжении всего учебного года.
Под текущим контролем понимаются различные виды проверочных работ: зачеты, тестирование, письменные, устные, конкурсы, соревнования, проводимое в учебное время и имеют целью оценить ход и качество работы обучащегося по освоению учебного материала.
При текущем контроле педагогические педагоги дополнительного образования имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.
Педагог дополнительго образования обязан ознакомить обучающихся с системой текущего контроля по своему предмету на начало учебного года.
Педагог дополнительго образования обязан своевременно довести до обучающихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всей группы (студии).
Формы проведения текущего контроля определяются педагогом дополнительного образования, принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора.
«Тематический контроль».
Под тематическим контролем понимаются различные виды контрольных, проверочных работ – как письменных, так и устных, - которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество всего комплекса учебных задач по изученному разделу (теме).
Для каждой группы (студии) составляется специальный лист тематического контроля, отображающий вводный, текущий и итоговый контроль, имеющий общий вид для всех направлений.
Заполнение специального листа осуществляют педагоги дополнительного образования. Контроль и согласование осуществляет заместитель директора по УВР .
Обучащимся, пропустившим 2/3 учебных занятий и более, предоставляются консультации, возможность отработать темы, выполнить тематические зачёты по усмотрению педагога дополнительного образования. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей).
Оценка ответов обучающихся.
Оценка результата – это определение степени усвоения обучающимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программы дополнительного образования.
Основные направления и виды деятельности:
-
- выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН обучающихся;
- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества ЗУН обучающихся.
Программа деятельности педагога дополнительного образования:
-
- проводить диагностику обучающегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаенности, учитывать тип темперамента ребёнка;
- использовать на занятиях различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный, тестирование и т.д.) для объективности результата;
- регулярно и систематически опрашивать, проверять исполнение заданий;
- комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы обучающийся мог их устранять в дальнейшем);
- педагог не должен опрашивать обучающегося или давать ему проверочную работу в первый день занятий (после отсутствия в Центре по болезни или уважительной причине);
- педагог дополнительго образования должен определить время, за которое обучающийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультацию;
- педагог дополнительго образования обязан поставить в известность родителей (законных представителей) ученика о снижении успеваемости обучающегося;
- педагог дополнительго образования не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на обучающегося.
Возможные причины неуспеваемости:
-
- пропуск занятий;
- недостаточная работа дома;
- слабые способности;
- недостаточная работа на занятии;
- предвзятое отношение педагога на занятии;
- большой объём задаваемых заданий;
- недостаточное внимание педагога дополнительного образования;
- высокий уровень сложности материала;
- другие причины.
Программа деятельности обучающегося:
-
- обучающийся внимательно слущает и выполняет задания педагога дополнительного образования.
- обучающийся работает в течение занятия и выполняет все виды упражнений и заданий.
- обучающийся, пропустивший занятие без уважительной причины, самостоятельно изучает учебный материал, но в случае затруднения может обратиться кпедагогу за консультацией.
Программа деятельности родителей (законных представителей).
-
- Родители (законные представители) контролируют выполнение домашнего задания (если оно предусмотрено программой), его посещаемость.
- Родители (законные представители) помогают ребёнку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путём самостоятельных занятий или консультаций с педагогом дополнительного образования.
- Родители (законные представители) обучающегося имеют право посещать занятия.
- Родители (законные представители) обучающегося в случае затруднений имеют право обращаться за помощью к педагогу дополнительного образования, педагогу-психологу, администрации Центра.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические рекомендации
по использованию десятибалльной шкалы оценивания.
Использование десятибалльной шкалы позволит:
-
- более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности;
- прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности, знакоемой детям по школе
- преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», так как в данной шкале они все являются положительными и их надо определенным образом «заработать»;
- создать «слабым» и «трудным» обучающимся более комфортные условия пребывания в учебном заведении;
Рассмотрим взаимосвязь десятибалльной шкалы с традиционной пятибалльной:
Десятибалльная шкала | Традиционная пятибалльная шкала |
|
2+ (два с плюсом) |
Важная задача десятибалльной оценочной системы — выработка четких показателей, характеризующих степень обученности учащихся по каждой программе дополнительного образования и соответствующих им содержательных определений.
Десятибалльная шкала оценивания оказывает влияние на:
-
- воспитание трудолюбия и прилежания у обучающихся и их положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на основании скрупулезного и добросовестного учета всех нюансов учебного труда;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности через показ перспективы продвижения по пути познания на основе применения только положительной шкалы оценивания (отрицательные оценочные суждения при ее использовании вообще не применяются);
- устранение негативного влияния отрицательных оценок и соответствующих им оценочных суждений вследствие их отсутствия на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование духа соревнования у обучаемых на основе показа возможности быть лучшим среди лучших, через введение их ранжирования в пределах любой положительной оценки.
При десятибалльной шкале оценивания:
-
- появляются возможности применения многобалльной шкалы в рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков учащихся.
- возрастает достоверность и надежность процедуры определения не по формальной (количество хороших оценок), а по фактической степени обученности учащихся;
- повышается качество образования в целом на основе более точного определения достигнутых результатов, что позволяет более успешно продвигаться вперед по пути познания даже «слабым» ученикам;
- преодолеваются негативные воздействия отрицательных оценок и оценочных суждений грубой трехбалльной (формально пятибалльной) шкалы на сознание обучающихся и их родителей.
10-балльная шкала | Основные показатели степени обученности учащихся |
Обученность | |
в % | уровень | ||
1 —очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку педагога и товарищей переписывал с доски и т.п. | Около 1 | Различение, распознавание (уровень знакомства) |
2 — слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде | От 2 до 4 | |
3 — посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, движений и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5 до 9 | Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
4 — удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, определений, движений, и т.п., однако затрудняется при объяснении | От 10 до 16 | |
5 — недост. хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез | От 17 до 25 | Понимание (осознанное воспроизведение) |
6 —хорошо | Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. | От 26 до 36 | |
7 — очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит ее связь с практикой, умеет применять знания в простых случаях | От 37 до 49 | Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) |
8 — отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет | От 50 до 64 | Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) |
9 — прекрасно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности | От 65 до 81 | Перенос (творческий уровень) |
10 — великолепно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | От 82 до 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические рекомендации
о порядке оценивания личных достижений учащихся (портфолио).
1. Общие положения.
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 28.01.2002 № 14-55-55 ин/04, решением Совета по профильному обучению Министерства образования Российской Федерации от 26 декабря 2003 года, письмом Министерства образования Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №03-56 ин/13-03, письмом министерства образования РФ № 03-55-13 ин/14-03 от 15.05.2003 ввести с 2004/05 учебного года систему учета портфеля личных достижений обучающихся (далее Портфолио) в систему промежуточного и итогового оценивания.
Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. портфолио предполагает способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающегося в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др, - и является важным элементом практико-ориентированного и деятельностного подхода к образованию.
Цель портфолио – создать отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задача портфолио – учесть весь комплекс ориентированных на конкретные формы деятельности образовательных результатов при определении профиля обучения обучающихся.
Виды портфолио.
«Порфолио документов» - собрание официальных (документально сертифицированных) индивидуальных образовательных достижений. итоговый документ представлен в виде официального документа и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио документов.
«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных и исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. портфолио работ оформляется в виде официального документа с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные педагогами системы дополнительного образования, внешними экспертами, а также письменный анализ отношения самого обучающегося к своей конкретной деятельности и ее результатам. Портфолио отзывов может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Оформление единого документа портфолио.
Официальным документом портфолио является «Перечень персональных достижений» (далее - документ).
Документ оформляется при поступлении обучающегося в Центр и ведется до момента окончания обучения.
Документ содержит:
-
- полное название образовательного учреждения;
- информацию о фамилии, имени и отчестве обучающегося;
- год выдачи;
- отдельные листы по годам обучения с указанием программы по которой обучался, фамилии и имени педагога дополнительного образования, у которого обучался, года обучения
- а) документы; b) работы; c) отзывы; d) итоговый лист каждого года обучения, где указывается рейтинг по разделам (А, В, С) и суммарный рейтинг портфолио за год.
В разделе «Документы» могут быть зафиксированы:
-
- дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за достижения на конкурсах, олимпиадах и в других формах состязаний международного, всероссийского, областного и городского уровней, а также проводимых Центром и приравненных к этой категории;
- дипломы, сертификаты, удостоверения, полученные в ходе обучения на курсах в лицензированных образовательных учреждениях или участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых другими учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и другими учреждениями, связанными с образованием и просвещением.
При записи фиксируется уровень (организатор) мероприятия, степень заслуг и участия (1-е место, лауреат, член сборной и т.д.), дата выдачи (проведения), номер документа (если есть), кем выдан. Записи действительны при предъявлении подлинника документа.
В разделе «Работы» могут быть зафиксированы:
-
- Проектные работы. Указывается тема проекта, руководитель .
- Исследовательские работы и эссе. Указывается тема, руководитель.
- Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, руководитель.
- Работы по искусству. Указывается жанр и количество работ, руководитель. Указывается участие в выставках.
- Другие формы творческой активности: участие в театре, оркестре, хоре и т.д. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
- Практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая и т.д. Указывается вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность, руководитель.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося.
- Спортивные достижения. Указывается наличие спортивного разряда.
В разделе «Отзывы» могут быть указаны:
-
- Резюме на обучающегося, составленное педагогом дополнительного образования. Указывается дата составления резюме.
- Рецензия внешнего эксперта на статью, опубликованную в СМИ. Указывается дата составления рецензии, время публикации, издание.
- Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников. Указывается дата составления отзыва и качественная оценка работы (хорошо, плохо, отлично и т.д.).
- Резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений. Указывается дата составления резюме.
- Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения. Указывается тема и дата составления.
- Рекомендательные письма от физических лиц и от организаций. Указываются должности и названия, дата составления.
Баллы в разделе «Документы» начисляются по следующему принципу:
1) олимпиады, конкурсы (состязания):
Городские | Областные | Всероссийские | Международные | |
баллы | ||||
Участник | 1 | 6 | 10 | 12 |
3-е место (диплом 3-й степени) | 2 | 7 | 10 | 12 |
2-е место (диплом 2-й степени) | 3 | 8 | 10 | 12 |
Лауреат (дипломант) | 4 | 9 | 10 | 12 |
1-е место (диплом 1-й степени) | 5 | 10 | 10 | 12 |
2) обучение на курсах, участие в мероприятиях оцениваются по 10-балльной шкале в зависимости от степени участия и уровня успешности освоения курса, отраженного в официальном документе.
В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг портфолио «Документы».
Баллы в разделе «Работы» начисляются по каждому разделу по 10-балльной шкале. В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг по портфолио «Работы».
Раздел «Отзывы» носит информационно-рекомендательный характер и при прочих равных показателях позволяет более объективно принять решение в отношении ученика.
Ответственными за оформление «Перечня персональных достижений» (далее - документа) являются обучающийся и его родители.
Верность записей в документе подтверждается подписью педагога дополнительного образования.
В случае утраты документа он может быть восстановлен на основании представленных оригиналов, подтверждающих достижения ученика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Методические рекомендации
по безотметочной системе обучения.
1. Общие положения.
Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Система контроля и оценки базируется на содержательно-оценочной основе, исключающей применение отметок.
Содержательный контроль и оценка отражают, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний, но и уровнем его психического и интеллектуального развития.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
-
- критериальность – в основу содержательного контроля и оценки положены однозначные и предельно четкие критерии, выработанные совместно с учащимися;
- непрерывность – учитывает непрерывный характер процесса обучения и предполагает переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, исправление которой считается прогрессом в обучении;
- гибкость и вариативность инструментария оценки – подразумевает использование разнообразных видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии обучающегося;
- естественность процесса контроля и оценки – в целях снижения стресса и напряжения обучающихся контроль и оценка должна проводиться в естественных условиях. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся следует включать результаты каждого занятия наблюдений их учебной работы.
Основными видами контроля в системе обучения являются:
-
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития обучающихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- рефлексивный контроль - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение обучающимся границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
2. Контроль и оценка развития обучающихся.
Основными показателями развития обучающихся являются:
-
- сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
- учебно-познавательный интерес;
- основы умения учить себя самостоятельно;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.
Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития обучающегося (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
Динамика развития обучающихся фиксируется педагогом дополонительного оброразования совместно с педагогом-психологом на основе промежуточсного и итогового тестирования.
3. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.
Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и не допускают сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
-
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы;
- тестовые диагностические работы.
4. Ведение документации.
Документация учителя начальных классов:
Программа и календарно-тематическое планирование, составляемое на год, служит основой планирования педагогической деятельности пдо, создания методических разработок по курсу.
Журнал – является главным документом пдо и заполняется соответственно программе. Отметки в журнал не выставляются, а качество усвоения знаний и умений выражается следующими видами оценочных суждений: «V» - хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях; «+» - знает; «?» - не знает, которые корректируются по мере усвоения обучающимися темы. В конце журнала записывается темы работ проверочного характера и пооперационный состав действия (пооперационный состав действия может не совпадать с датами прохождения данного материала), которым должны овладеть учащиеся в ходе изучения данной темы.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» обучающегося, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
Для коррекции своей работы пдо 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные:
-
- динамику развития обучающихся за учебный период;
- уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ);
- процент обучащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);
- уровень сформированности учебной деятельности обучающихся (в сравнении с предыдущим полугодием);
- сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы пдо по журналу);
- выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
По окончании учебного года пдо выставляет в журнале, на странице результативности итог за прошедший учебный год: «усвоил» - «не усвоил».
Учащиеся:
Для отслеживания динамики учения и обучения обучающиеся должны иметь специальные папки — «Портфолио ученика.» В этих папках отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам, творческие работы, проекты ( на усмотрение пдо).
Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов года используется специальная тетрадь «Тетрадь для стартовых и итоговых работ». В ней отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ по каждому году обучения (на усмотрение пдо).
Администрация Центра:
В своей деятельности администрация Центра использует по необходимости все необходимые материалы пдо, обучающихся и педагога-психолога для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в Центре.
По итогам года на основе получаемых материалов от пдо зам. директора по УВР проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как обучающихся, так и пдо и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.
5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
Между пдо, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией Центра в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
Обучающиеся имеют право:
-
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
- на оценку своего творчества и инициативы, а так же как и на оценку навыковой стороны обучения;
- представить результаты своей деятельности в форме «портфеля» своих достижений и публично их защитить;
- на ошибку и время на ее ликвидацию.
Обучающиеся обязаны:
-
- проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;
Пдо имеет право:
-
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
- самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся.
Пдо обязан:
-
- соблюдать основные требования Методических рекомендаций по безотметочной системе обучения;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;
- работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы с помощью способов качественного оценивания;
- фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений;
- вести учет продвижения обучающихся в удобной для пдо форме в знаниях, умениях и навыках,а также в развитии обучающихся;
- доводить до сведения родителей (законных пиредставителей) достижения и успехи обучающихся.
Родитель имеет право:
-
- знать о принципах и способах оценивания достижений обучающихся в Центре;
- получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
- получать индивидуальные консультации пдо по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка.
Родитель (законный представитель) обязан:
-
- соблюдать правила оценочной безопасности и основные положения безотметочного обучения;
- информировать пдо о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Методические рекомендации
по применению зачетно-рейтинговой системы.
1. Общие положения.
Зачетная система – аттестация обучающихся по теме, за полугодие, год.
Цель введения зачетной системы: повысить ответственность обучающихся за результаты своего обучения, уменьшить число необученных детей.
Сущность зачетной системы: определяется число зачетных работ, которые обучающийся должен сдать, несмотря на болезнь или отсутствие на занятиях по другим причинам. Зачетная система вырабатывает механизм ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и тем самым увеличивает число обученных детей. Она позволяет обучающимся обучаться в разном темпе и на разных уровнях.
2. Механизм зачетной системы.
Каждый пдо определяет число зачетных работ за полугодие. Если на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, то число зачетных работ за полугодие не должно превышать 3 –4. Если 4 часа в неделю, то не более 7 – 8 зачетов за полугодие.
Пдо дополнительно планирует пересдачу зачетов в течение 2 недель.
Положительная отметка за полугодие выставляется, если обучающийся сдал все зачеты и (или) зачетные работы.
3. Механизм рейтинговой оценки.
РЕЙТИНГ - система оценки знаний обучающихся.
Цель введения – активизировать учебную деятельность обучающихся между зачетами.
Механизм разработки и использования рейтинговой системы совместно с зачетной:
Каждый пдо определяет число зачетных работ за полугодие, количество часов на каждый из зачетов и виды работ обучающихся, которые могут быть использованы в период изучения той или иной темы.
Пдо разрабатывает системы оценок (баллов) за тот или иной вид работы, учитывая специфику своего предмета. Ориентировочно это может выглядеть так:
-
- дополнение к ответу – от 1 до 3 баллов;
- полный ответ – до 5 –6 баллов;
- дополнение к ответу с использованием дополнительной литературы, т.е. за ответ более расширенный – до 7- 9 баллов ;
- подготовка сообщения по теме выступления, доклады – до 10 –12;
- подготовка реферата до 13 – 15 баллов.
За пдо остается право использовать 100-бальную накопительную систему, 10 –бальную систему оценивания или иную другую систему в зависимости от специфики предмета.
Кроме устных ответов могут быть письменные работы (самостоятельные, проверочные), за которые выставляются соответствующее количество баллов.
Пдо обязан, начиная новую тему, объявить, сколько баллов нужно набрать обучающемуся по изучаемой теме.
Таким образом, между зачетами, оценки за которые выставляются в одну колонку в день сдачи, будут баллы, в том числе и «2», «1» , что вовсе не означает отрицательной оценки. Набирая баллы, к зачету учащийся подходит с определённой их суммой. Обучающийся имеет право повысить баллы путем пересдачи зачетов ( на усмотрение пдо).
Рейтинговые баллы могут выставляться в журнал, допускается полное отсутствие баллов у учащихся по пройденной теме.