ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Общие положения.
1.1. Мониторинг в учреждении дополнительного образования детей рассматривается как система периодического сбора, обработки, хранения и распространения (в обобщённой форме) информации о деятельности учреждения дополнительного образования (далее – учреждения), ориентированная на информационное обеспечение управления функционированием учреждения, позволяющая судить об актуальном состоянии и динамике деятельности учреждения, дающая прогноз и обоснование приоритетных направлений его развития.
1.2. Мониторинг – это масштабная диагностическая процедура, нацеленная на получение обратной связи от всех субъектов деятельности учреждения. Учёт реальных факторов позволит обеспечить оптимизацию деятельности учреждения.
1.3. Мониторинг связан со всеми аспектами управления функционированием и развитием учреждения, ориентирован на информационное обеспечение управления, способствует его эффективности, позволяет судить о состоянии деятельности учреждения в любой момент времени.
1.4. Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правилами и нормативными документами федерального и регионального уровней, программами деятельности и развития, оперативными планами работы, методическими материалами и настоящим Положением.
1.5. Мониторинг организуется на всех уровнях и направлениях деятельности учреждения и управления им соответствующими специалистами. Для проведения особых видов мониторинговых исследований могут быть привлечены другие организации и специалисты (в том числе и из других ведомств).
2. Концептуальные основы мониторинга.
2.1. Цель мониторинга – обеспечение объективного информационного сопровождения эффективного управления на всех уровнях и направлениях деятельности учреждения
2.2. Задачи мониторинга:
-
- систематическое и всестороннее изучение деятельности учреждения;
- получение достоверной и объективной информации об условиях, организации и содержании образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей;
- создание механизма мониторинговых исследований на уровне учреждения;
- анализ актуального состояния деятельности учреждения;
- создание информационной сети учреждения дополнительного образования детей для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях деятельности;
- координация деятельности всех субъектов мониторинга учреждения дополнительного образования детей;
- совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;
- своевременное выявление изменений в деятельности учреждения дополнительного образования детей и вызвавших их факторов.
2.3. Методологическим основанием мониторинга является представление о:
-
- дополнительном образовании детей как мобильной образовательной системе, ориентированной на социальную востребованность;
- разнообразии направлений деятельности учреждения.
2.4. Принципы мониторинга:
- принцип актуальности (мониторинг позволяет выявить современное состояние деятельности учреждения),
- принцип проблемности (мониторинг может проводиться с целью выявления проблем или по заданной проблеме),
- принцип развития (мониторинг осуществляется параллельно с процессом развития учреждения и способствует выявлению направлений его позитивного развития),
- принцип управления (организатор мониторинговой деятельности разрабатывает её целевые установки и намечает контуры содержания; контроль мониторинговой деятельности может осуществляться на различных уровнях (самоконтроль, административный контроль, общественный контроль),
- принцип целостности (мониторинговые исследования предполагают многоаспектность содержания и возможность участия всех субъектов дополнительного образования детей),
- принцип системности (регулярность и периодичность проведения мониторинговых исследований),
- принцип оперативности (переработка информации осуществляется в оптимально короткие сроки),
- принцип информационной открытости (обобщённые результаты мониторинговых исследований могут быть предоставлены всем субъектам дополнительного образования детей).
2.5. Функции мониторинга:
-
- диагностическая – сканирование состояния деятельности учреждения дополнительного образования детей и происходящих в ней изменений;
- компаративистская – создание условий для анализа состояний учреждения дополнительного образования детей в целом или различных его элементов как во времени (состояние в разные периоды времени), так и пространстве (возможность сравнения с другими аналогичными учреждениями);
- информационная – регулярное получение сопоставимой информации о состоянии и развитии учреждения;
- прагматическая – информационное обеспечение принятия максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.
3. Объект, предмет и субъекты мониторинга.
3.1. Объект мониторинга: деятельность учреждения дополнительного образования детей.
3.2. Предмет мониторинга: все аспекты (компоненты) деятельности учреждения дополнительного образования детей.
3.3. Субъекты мониторинга:
-
- инициаторы мониторинга – родительская общественность, педагоги учреждения дополнительного образования детей;
- заказчики мониторинга – администрация, специалисты служб и подразделений учреждения;
- организаторы процедуры мониторинга – специалисты служб и подразделений учреждения, педагоги дополнительного образования;
- участники мониторинга – обучающиеся, сотрудники учреждения.
4. Организационно-технологическая схема функционирования мониторинга.
4.1. Комплекс мониторинговых показателей:
-
- первичные показатели: описание актуального состояния деятельности учреждения дополнительного образования детей;
- вторичные показатели: обобщенные показатели результатов мониторинговых исследований деятельности учреждения дополнительного образования детей.
4.2. Инструментарий мониторинговой деятельности:
1) процессуальный инструментарий
-
- педагогическое наблюдение,
- анализ продуктов и условий деятельности,
- собеседование;
2) предметный инструментарий
-
- формы статистической отчётности,
- анкеты и опросники,
- тесты,
- программа мониторинга,
- фото-фоно-кино документы,
- информационные технологии.
4.3. Технология мониторинговой деятельности:
-
- нормативно-правовое и административное обеспечение мониторинговой деятельности,
- организация мониторинга (подготовка группы исследователей, разработка процедуры исследования),
- разработка инструментария,
- сбор информации,
- обработка полученной информации и подготовка материалов статистической отчетности,
- представление информации заказчику мониторинга.
4.4. Технология сбора информации в ходе мониторинговых исследований:
- количественный состав участников мониторинга определяется организатором совместно с заказчиком;
- качественный состав участников мониторинга определяется организатором и администрацией учреждения в зависимости от целей и уровня мониторингового исследования;
- при организации массового мониторингового исследования допустима репрезентативная выборка его участников по объективным показателям;
- при использовании в ходе мониторинга процессуального инструментария полученная информация фиксируется в форме, протокола, сводной таблицы, бланка и др.;
- при использовании в ходе мониторинговых исследований предметного инструментария носителями первичной информации являются:
-
- заполненные анкеты, опросные листы, тесты;
- формы статистической отчётности;
- подборка фото-фоно-кино документов;
- подборка электронных файлов с информацией.
4.5. Технология обработки информации, полученной в ходе мониторинговых исследований:
-
- сбор информации;
- аналитическая обработка;
- обобщение информации.
4.5.1. Технология обобщения и анализа результатов мониторинга предполагает несколько этапов и уровней работы с информацией:
- этап – статистическая обработка результатов мониторинговых процедур;
- этап – аналитическая обработка статистических данных по заданным параметрам;
- этап – аналитическая выборка типичных показателей;
- этап (вторичные и далее мониторинговые исследования) – анализ динамики по заданным параметрам.
4.5.2. Статистическая обработка результатов мониторинговых процедур на первом этапе представляет собой обобщенную количественную информацию по заданным параметрам.
4.5.3. На втором этапе статистически обработанная информация мониторинговых исследований анализируется по заданным параметрам.
На основании анализа результатов мониторинговых исследований составляется аналитическая справка, отражающая следующие позиции:
-
- количественные показатели,
- сопоставительную информацию по заданным параметрам,
- выводы.
4.5.4. На третьем этапе работы с результатами мониторинга проводится аналитическая выборка наиболее типичных показателей и обобщенная характеристика необходимых мероприятий по улучшению качества предмета мониторинга.
4.5.5. Четвертый этап работы с результатами мониторинга становится обязательным с момента вторичного (и далее) исследования и позволит своевременно выявить изменения и быстро принять необходимые управленческие решения.
Анализ осуществляется по следующим позициям:
-
- положительная динамика,
- отрицательная динамика,
- отсутствие изменений,
- выводы.
4.6. Технология хранения и предоставления информации может быть следующей:
-
- первичная обобщенная информация хранится у организаторов мониторинга и предоставляется заказчику по его требованию;
- информация о результатах мониторинга в обобщенном виде хранится на бумажных и электронных носителях, что позволяет сделать ее доступной для пользования всеми субъектами мониторинга.
5. Информационный фонд мониторинга.
5.1. Реализация мониторинга в учреждении дополнительного образования детей предполагает организацию постоянного сбора и накопления информации на основе:
-
- результатов плановых мониторинговых исследований с использованием специально подготовленных методик;
- отчетности, утвержденной нормативно-правовыми актами учреждения;
- документов и материалов, полученных в ходе лицензирования, государственной аккредитации учреждения дополнительного образования детей;
- инспектирования деятельности учреждения дополнительного образования органами управления образованием разного уровня;
- данных о повышении квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
- показателей, предусмотренных программами деятельности и годовыми планами работы.
5.2. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех субъектов мониторинга, определяются сроки, формы сбора и представления материалов.
5.3. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации.
6. Управление мониторингом.
6.1. Руководство мониторингом находится в компетенции администрации учреждения дополнительного образования, которая:
-
- определяет тематику мониторинговых исследований,
- назначает организаторов процедуры мониторинга,
- обеспечивает нормативно-правовое сопровождение мониторинга,
- на основании полученных результатов мониторинга готовит итоговую информацию,
- принимает решения, направленные на эффективность управления учреждением,
- организует, по необходимости, распространение информации о результатах мониторинга.
6.2. Организаторы процедуры мониторинга:
-
- определяют концептуальные основы мониторинга;
- формируют научное обеспечение мониторинга;
- определяют состав участников мониторинга (в контексте выбранной тематики);
- организуют подготовку методических материалов и обеспечивают ими участников мониторинга и администрацию учреждения дополнительного образования;
- определяют объем и структуру информационных потоков мониторинга и организуют их;
- планируют и организуют мониторинговые исследования, координируют деятельность участников мониторинга;
- организуют экспертизу результатов мониторинга, составление информационно-аналитического материала на основании мониторинговых исследований;
- разрабатывают предложения по развитию учреждения дополнительного образования детей (в контексте тематики мониторингового исследования).
6.3. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются заказчиком мониторинга.
6.4. Организаторы мониторинга несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ, распространение результатов.
6.5. Участники мониторинга несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации.
7. Функционал специалистов, обеспечивающих систему мониторинга.
7.1. Административный состав:
-
- предлагает направление мониторинговых исследований,
- организует и координирует мониторинговые исследования в учреждении дополнительного образования детей;
- формирует нормативно-правовое обеспечение (локальные нормативные акты) мониторинга;
- проводит анализ полученных данных мониторинга и принятие управленческих решений;
- осуществляет предоставление информации по итогам мониторинга учреждения в вышестоящие организации.
7.2. Методическая служба:
-
- предлагает направление мониторинговых исследований,
- обеспечивает научно-методическое сопровождение мониторинга;
- организует консультативную помощь для участников мониторинга;
- формирует инструментарий мониторинговой деятельности, разрабатывает инструкции по его применению;
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
- готовит аналитические материалы по итогам мониторинга.
7.3. Социально-педагогическая служба, организационно-массовая служба:
- предлагает направление мониторинговых исследований (в рамках своей компетенции и тематических образовательных программ),
- создаёт инструментарий социально-педагогического мониторинга,
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинга;
- предоставляет полученную информацию организаторам мониторинга;
- разрабатывает предложения по решению проблем, выявленных в ходе мониторинговых исследований.
7.4. Психолого-педагогическая служба:
-
- предлагает направление мониторинговых исследований (в рамках своей компетенции),
- осуществляют психологическое сопровождение мониторинговых исследований;
- формирует инструментарий психолого-педагогического мониторинга,
- осуществляет сбор, обработку и хранение первичной информации, полученной в ходе мониторинга;
- предоставляет обобщённые результаты первичного этапа мониторинга его организаторам.
7.5. Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели:
-
- предлагают направления мониторинговых исследований в рамках образовательной направленности, вида деятельности и конкретной образовательной программы (детского объединения дополнительного образования);
- участвуют в создании инструментария педагогического мониторинга;
- осуществляют сбор, обработку и хранение информации, полученной в ходе мониторинговых исследований;
- участвуют в подготовке аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований по образовательному направлении и виду деятельности;
- готовят аналитические материалы по результатам мониторинга в рамках конкретной образовательной направленности (детского объединения дополнительного образования);
- предоставляют по запросу администрации обобщённые результаты мониторинга в рамках конкретной образовательной направленности (детского объединения дополнительного образования).
8. Ресурсное обеспечение мониторинга.
8.1. Материально-техническое обеспечение:
1) информационно-техническое обеспечение:
- компьютерная техника,
- программное обеспечение,
- множительная техника.
2) расходные материалы (в зависимости от технологии проведения мониторинговых исследований).
8.2. Кадровое обеспечение: к организации и проведению мониторинга могут привлекаться все категории педагогических работников учреждения дополнительного образования детей после соответствующей подготовки.
8.3. Финансовое обеспечение: средства, достаточные для организации и проведения всех этапов мониторинга.
Использованы материалы семинаров по мониторингу МИОО под руководством Каргиной З.А.